Статьи
Обозреватель - Observer

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 
СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ


В.Гагарин,
генерал-лейтенант

          Развитие военно-политической и стратегической обстановки в мире до 2020 г. будет определяться, прежде всего, продолжающимися процессами глобализации и связанным с ними стремлением США упрочить свое положение как единственной сверхдержавы в однополюсном мире и в противовес этому — попытками региональных центров силы уменьшить доминирующее влияние США на мировую политику.
         Мировое сообщество оказалось перед фактом роста региональной конфликтности, вызванной столкновением жизненно важных интересов ведущих государств мира. Следствием этого стало объединение усилий ряда государств по противостоянию давления США и ускорению процессов формирования региональных и субрегиональных организаций по безопасности. При этом многие государства еще не определили стратегическое направление своего развития и не сделали окончательного выбора в принадлежности к той или иной коалиции государств.
         Все это не позволяет дать точную прогностическую оценку того, в каком именно направлении могут развиваться межкоалиционные и межгосударственные отношения. Однако с достаточной определенностью можно сказать, на какой почве в перспективе вероятно возникновение следующих кризисных ситуаций:
         – стремление США и их ближайших союзников к доминированию в мировом сообществе при предпочтении многими другими государствами многополюсной модели мироустройства;
         – процесс разделения человечества по культурно-этническому и религиозному признакам (имевшее ранее место противостояние Запад-Восток трансформируется в противостояние Север-Юг или христианство-исламизм);
         – быстрое уменьшение относительной численности населения в индустриально развитых государствах по сравнению со странами “третьего мира”;
         – усиление борьбы за рабочие места в глобальном масштабе;
         – нарастание гонки вооружений, распространение в мире ракетно-ядерных технологий.
         Анализ показывает, что в целом на развитие Стратегической обстановки (СО) в мире будут влиять следующие факторы: расширение состава и зоны ответственности НАТО; создание военных структур в Европейском союзе (ЕС); разработка системы ПРО США; присутствие ВС США и других стран НАТО в Закавказье, Средней и Центральной Азии; военно-политический курс Китая; перспективы развития ситуации на Ближнем Востоке; расширение “ядерного клуба”.
         Рассмотрим эти факторы более подробно.
         Расширение состава и зоны ответственности НАТО. По оценке западных, в том числе американских, военных экспертов процесс расширения НАТО может занять от 10 до 15 лет.
         Известно, что решение о расширении числа участников НАТО было принято еще в январе 1994 г. Новыми членами блока, помимо Польши, Чехии и Венгрии, в 2004 г. стали семь европейских государств, среди них – три прибалтийских республики.
         Укрепление позиций и влияния США в блоке НАТО, стремление превратить этот блок в основу новой системы не только европейской, но и евроазиатской безопасности расширением зоны территориальной и военной (оперативной) ответственности и действий за пределы, установленные Уставом НАТО и Вашингтонской декларацией 1949 г. о создании блока.
         В результате расширения состава блока и его зон ответственности, осуществления планов модернизации ОВС Североатлантический альянс приобретет дополнительные возможности для осуществления различного рода военно-силового давления в отношении России и других стран, не являющихся членами этого союза, что крайне негативным образом скажется на геополитическом и геостратегическом положении России.
         Создание военных структур в ЕС. В ходе реализации выработанной в начале 90-х годов в рамках ЕС “европейской политики в области обороны и безопасности” (ЕПООБ) на встрече военно-политического руководства стран Евросоюза было принято решение о создании европейских вооруженных сил (Хельсинки, 1999 г.).
         В соответствии с принятым решением предусматривается слияние военной структуры ЗЕС и политической организации ЕС в единый союз с собственными вооруженными силами, основой которых станут еврокорпус, европейская авиационная группа (ЕАГ), объединение “Евромарфор”.
         Европейский союз будет наделен правом проведения самостоятельных операций по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов, в том числе вне зоны ответственности блока, если в таких операциях не планируется участие вооруженных сил США.
         Разработка системы ПРО США. В основе Договора по ПРО 1972 г. лежал принцип “гарантированного уничтожения” обеих противоборствующих сторон при любом варианте нанесения ракетно-ядерного удара. Данный договор был основным в обеспечении стратегической стабильности в мире.
         Создание национальной ПРО США неизбежно будет инициировать очередной виток гонки вооружений. Хотя вероятность развязывания всеобщей ядерной или крупномасштабной обычной войны с вовлечением в нее России в последнее время сведена к минимуму, однако существенно повышается угроза обострения существующих или возникновения новых региональных и локальных конфликтов, которые способны оказать негативное воздействие на безопасность Российской Федерации. Одновременно, в случае развертывания системы ПРО, возрастет стремление США и их ближайших союзников к использованию как коалиционных, так и национальных вооруженных сил для разрешения кризисных ситуаций на территориях суверенных государств и отстранения от власти неугодных режимов без со- ответствующих решений Совета Безопасности ООН.
         Таким образом, и это признается большинством американских военных специалистов в области стратегической стабильности, развертывание широкомасштабной системы ПРО носит резко дестабилизирующий характер.
         Присутствие ВС США и других стран НАТО в Закавказье, Средней и Центральной Азии. Существенного увеличения и усиления военного присутствия НАТО в Закавказье, Средней и Центральной Азии в ближайшие 3–5 лет не предвидится. Считается, что после проведенной операции в Афганистане и завершения войны в Ираке основные очаги терроризма подавлены, а для борьбы с его мелкими, локальными группировками достаточно сил США и других стран НАТО, дислоцирующихся непосредственно в Центрально-Азиатском регионе.
         Военно-политический курс Китая. В качестве главного фактора, обусловливающего направленность изменения военно-политического курса Китая, можно назвать значительный рост его экономического и военно- го потенциала. Второй этап долгосрочной (до 2049 г.) программы модернизации китайских ВС имеет своей целью развитие НОАК и ВС в целом до уровня, обеспечивающего им возможность успешного ведения локальных войн любого масштаба (малого и среднего – к 2010 г., крупномасштабных – к 2020 г.) по периметру “стратегических границ”, которые к этому времени, как предполагается, будут определяться границами всего АТР.
         Необходимо заметить, что китайское руководство традиционно придерживается взглядов о возможности использования вооруженного насилия для достижения своих целей, о чем свидетельствуют многие официальные документы и заявления государственных деятелей КНР.
         Это свидетельствует о том, что военно-политическое руководство Китая продолжает придавать большое значение вооруженным силам как одному из основных инструментов не только защиты, но и реализации национальных интересов.
         Перспективы развития ситуации на Ближнем Востоке. Особенность ситуации на Ближнем Востоке заключается в сохранении в обозримой перспективе основных противоречий, обусловливающих ее напряженность и взрывоопасность.
         Основой такого противоречия является объективная потребность Израиля в оккупированных землях для обеспечения собственной безопасности при вполне понятном и законном стремлении палестинцев создать свое государство, а Сирии и Ливана – восстановить суверенитет над своими территориями.
         Анализ обстановки на Ближнем Востоке свидетельствует, что в обозримой перспективе реального разрешения конфликта не предвидится. Наиболее вероятно его долговременное продолжение с нерегулярными периодическими затуханиями и обострениями.
         Расширение “ядерного клуба”. В настоящее время в “ядерный клуб” входят 5 государств: Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, но целый ряд государств Европейско-Азиатского, Центрально-Азиатского и Восточно-Азиатского районов имеет сильные побудительные мотивы к приобретению статуса ядерного государства, что обусловливается их вовлеченностью в острое региональное соперничество и в противоборство с великими державами.
         Техническими возможностями по развертыванию крупных арсеналов ядерного оружия до 100 ед. и более в прогнозируемый период (до 2020 г.) будет обладать весьма ограниченное количество государств, которые рассматриваются в качестве претендентов на статус ядерных. К числу этих государств относятся Израиль, Индия, Пакистан.
         Теоретически могут предпринять “рывок” к обладанию ядерными возможностями в случае неблагоприятного (по их оценке) развития обстановки в мире Египет, Ирак, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, Сирия, Тайвань, Южная Корея. Однако данные страны, рассматриваемые как возможные претенденты на обладание ядерным оружием, в период до 2020 г. смогут развернуть лишь относительно небольшие арсеналы ядерного оружия (не более 10 боеприпасов).
         К 2020 г. ряд стран (Израиль, Индия, Пакистан, Северная Корея) будут, по всей видимости, обладать техническими возможностями производства и развертывания межконтинентальных баллистических ракет.
         В этих условиях Стратегическая обстановка (СО) вокруг России будет характеризоваться нестабильностью, напряженностью, обострением противоречий, частым использованием Запада угрозы силой или ее прямым применением против суверенных государств.
         Анализ содержания внешнеполитических факторов позволяет сделать следующие выводы:
         1) в настоящее время военно-политическая обстановка в мире и основных регионах страны остаётся динамичной и достаточно сложной. Потенциальная военная опасность сохраняется и при определённых условиях и обстоятельствах может стать реальной; 
         2) кризисные явления в экономике проявляются в ухудшении снабжения и обеспечения войск, снижении жизненного уровня военнослужащих, увеличении числа безработных, отсутствии реальной возможности качественного отбора при призыве на военную службу;
         3) в современной обстановке сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования системы поддержания боевой готовности (БГ) войск, повышения потенциала их живучести и обеспечение требуемого уровня автономности;
         4) “прозрачность” границ повышает возможности информационного воздействия противника на систему боевого управления и личный состав.
         Таким образом, негативное воздействие факторов СО может привести к существенной потере боеспособности подчиненных войск.
         В этих условиях правильный анализ и оценка возможного воздействия перечисленных факторов дает командиру возможность определить основные направления деятельности по поддержанию БГ и устойчивого МПС личного состава.
         Результаты анализа современной ВПО и СО позволяют сформулировать тенденции их развития на Западе, Юге и Востоке РФ и сделать следующие выводы.
         На Западе сохранится большое количество противоречий, обострение которых может привести к военным конфликтам различного масштаба. При этом наиболее взрывоопасная ситуация сохранится в Южно-Европейском регионе, где эскалация существующих и вновь возникших военно-политических конфликтов потенциально может привести к вооруженному противостоянию РФ и ее союзников с Турцией и с НАТО в целом и распространению военных действий в другие районы Европы и Азии.
         Военно-политическая и стратегическая обстановка будет развиваться под воздействием углубляющихся и периодически обостряющихся противоречий между отдельными государствами, а возможно, и группами стран в Центральной и Восточной Европе и в СНГ. При этом НАТО будет настойчиво стремиться играть ведущую роль в урегулировании кризисных ситуаций, используя для этого весь спектр мер, в том числе и военную силу.
         На Юге сохранятся неблагоприятные тенденции в развитии ВПО, что связано как с нестабильностью ситуации в центрально-азиатских государствах СНГ и дальнего зарубежья (Турция, Афганистан, Пакистан), так и с внутренними проблемами Российской Федерации, в основе которых лежит деятельность национально-этнических и религиозных факторов.
         В развитии военно-политической обстановки в регионе будет доминировать тенденция к обострению как межгосударственных, так и внутригосударственных противоречий. При этом характерной чертой останется стремление Турции, Ирана и Пакистана ослабить позиции России. Развитие ситуации будет происходить под пристальным вниманием западных государств и, прежде всего, США, руководство которых в первую очередь стремится сохранить и усилить свой контроль за добычей и транспортировкой энергоносителей на мировые рынки.
         Решающее влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки на Востоке будет оказывать стремление США, Японии и Китая оттеснить Российскую Федерацию от решения крупных региональных военно-политических проблем. Сохранятся также противоречия между отдельными странами АТР, возникшие на почве нерешенных социально-политических, экономических, территориальных, национально-этнических и других проблем и обуславливающие обострение существующих, а также возникновение новых межгосударственных и внутренних конфликтов.
         Необходимо отметить, что нынешняя ситуация на западных, южных и восточных границах РФ не имеет узко регионального характера. Она определяется целым узлом противоречивых проблем широкого международного плана, в том числе и в контексте стратегических отношений Россия – Запад.
         Таким образом, тенденции развития СО в мире и регионах показывают, что в период до 2020 г. угрозы военной безопасности России будут иметь системный характер и представлять собой совокупность одновременно действующих негативных факторов, которыми являются: укрепление и расширение НАТО, появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и военных контингентов, распространение ОМП и средств его доставки, поддержка США и другими государствами центробежных тенденций в СНГ, возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ, территориальные притязания к РФ, деятельность сепаратистских и террори- стических организаций. Однако в настоящий момент угроза развязывания военной агрессии со стороны США или стран НАТО маловероятна.
 
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]