Статьи
Обозреватель - Observer

РЕАЛИИ БЕЗВИЗОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
МЕЖДУ ЕС И РФ


В.Кликунова

 

         Введение безвизового режима является многоаспектной проблемой. Оно затрагивает вопросы обустройства границ, надежности идентификационных документов, регулирования миграционных потоков, борьбы с коррупцией и организованной преступностью, сближения и гармонизации законодательства и административной практики, заключения международных соглашений, в том числе о реадмиссии, и ряда других. Многие из них уже стоят в повестке дня. Для их решения проблематика безвизового режима не имеет значения. Но то, как они решаются, может оказывать определяющее влияние на продвижение к поставленной цели и в целом введение безвизового режима.
         Чтобы договоренности о поэтапном смягчении визового режима и его последующей отмене заработали, надо превратить границу между Россией и странами Европейского Союза, включая аэропорты, в границу сотрудничества, безопасности, комфорта и эффективности. Это потребует комплекса мер законодательного, административного и финансового характера, а также инвестиций в переоборудование и модернизацию контрольно-пропускных пунктов там, где это еще не было сделано.
         Введение безвизового режима, несомненно, облегчит развитие связей и всех форм взаимодействия между Россией и Европейским Союзом. Оно создаст наиболее благоприятные условия для общения между людьми. Будет способствовать возникновению психологического чувства общности. Подтолкнет политическое сближение. Поможет запуску и реализации взаимовыгодных экономических проектов в самых различных областях. Даст возможность использовать рыночные меха- низмы для перехода к более рациональному и сбалансированному разделению труда и эффективной взаимодополняемости.
         Будучи одним из инструментов углубления двусторонних связей, введение безвизового режима может рассматриваться и как крупная самостоятельная задача, требующая для своего решения использования широкого арсенала специфических мер внешней и внутренней политики. Тем не менее, продвижение к решению этой самостоятельной задачи неизменно будет зависеть от общего контекста отношений между Россией и Европейским Союзом и опираться на успехи во всех смежных и связанных с проблематикой безвизового режима областях сотрудничества.
         Одной из коренных причин сохранения или даже ужесточения визового режима в отношениях между Россией и ЕС является недостаток доверия. Он негативно сказывается и на характере политических отношений между сторонами, принятии решений по экономическим вопросам и взаимодействии по линии правоохранительных ведомств.
         Вместе с тем, нельзя не видеть, что недостаток доверия во многом связан с мифологизированным восприятием России, происходящих в ней политических, экономических и социальных изменений со стороны Европейского Союза, государств–членов и их представителей. В числе наиболее распространенных – мифы о том, что, в случае открытия шенгенских границ, территорию Союза захлестнет экономическая миграция из России и Центральной Азии, и на ней начнут свободно орудовать российские и связанные с ними иные преступные сообщества.
         Представители европейских стран, российского правительства и Государственной Думы уже не первый год обсуждают вопрос дальнейшего сближения России и Союза в рамках общественного комитета “Россия в Объединенной Европе”.
         Единая безвизовая Европа начала формироваться незадолго до падения “железного занавеса” – 14 июня 1985 г., когда было подписано Шенгенское соглашение. Цель этого документа помимо обеспечения свободы передвижения внутри Союза состоит в усилении контроля над гражданами из стран, не входящих в ЕС, которые въезжают на территорию, где действует Шенгенское соглашение.
         До недавнего времени это соглашение воспринималось жителями России скорее позитивно: появилась возможность получать единую визу сразу для всех стран-членов ЕС, что, безусловно, облегчило жизнь туристам, а также тем, кто в связи с профессиональной деятельностью вынужден много ездить по территории ЕС.
         Однако по мере приближения границ большой Европы к России и в связи с ужесточением борьбы с незаконной иммиграцией в странах ЕС ситуация стала восприниматься уже не в столь радужных тонах. Страны, в которых российские граждане еще с советских времен не должны были получать визы или в которых процедура получения визы была формальной, ужесточили условия въезда на свою территорию. Причем некоторым, таким, как популярные среди российских туристов Кипр или Мальта, приходится делать это даже вопреки собственным экономическим интересам.
         Но больше всего эта тенденция сказывается на российском анклаве – Калининградской области, граждане которой со вступлением в ЕС и Шенген Литвы и Польши оказались окруженными странами единой европейской таможенной зоны. Острота проблемы увеличивается и в связи с усилившейся в последнее время в европейских государствах борьбой с незаконной иммиграцией и международным терроризмом, что, по меньшей мере, усложняет и замедляет процедуру выдачи виз. По словам заместителя МИД России Владимира Чижова, “стена Шенгена становится все выше. Ужесточение режима преодоления внешних границ ЕС объективно создает ограничения для свободного перемещения и общения людей на континенте. Это вопрос уважения прав человека”.
         В российском МИДе отмечают, что меры по борьбе с незаконной эмиграцией из России неоправданно жестки: россияне никогда не были группой риска в этой области. “Основные потоки иммигрантов идут не с восточного, а с южного направления”, – полагает В.Чижов.
         Глава постоянного представительства Европейской Комиссии в России Ричард Райт подтвердил готовность европейского руководства обсуждать вопрос о введении безвизового режима для граждан России. По его словам, такой режим будет способствовать более тесным связям, инвестициям.
         Он также отметил, что заранее определенного списка условий, которые России будет необходимо выполнить, чтобы присоединиться не существует. Но прежде, чем такая работа начнется в России, ЕС необходимо убедиться, что введение безвизового режима не нанесет ущерба европейским странам. Поэтому рассмотреть этот вопрос должна каждая страна ЕС по отдельности, и только после этого окончательное решение должно быть принято Европейской Комиссией.
         По мнению европейской стороны, для того чтобы одобренная на высшем уровне идея стала реальностью, необходимо предпринять ряд конкретных действий. Первое – заключить соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС. Вторая большая, сложная и дорогостоящая задача состоит в повышении уровня надежности проездных документов и паспортов. Кроме того, необходимо продолжать совместную работу по повышению эффективности пограничного контроля и борьбе с незаконной иммиграцией и организованной преступностью. Эти задачи должны быть решены в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.
         Посол Финляндии в России Рене Нюберг убежден, что достижение долгосрочной цели создания безвизового пространства между Россией и ЕС лежит скорее в технической плоскости, то есть необходимо вести более усовершенствованный контроль на сухопутной границе. Он остановился на необходимости введения более надежных паспортов для выезжающих за пределы России. 
         Большую сложность, по словам российского депутата В.Рыжкова, представляет собой и протяженная граница России с бывшими советскими республиками. Ее либо необходимо обустраивать, либо добиться того, чтобы эти страны выполнили те же требования, которые предъявляет России европейская сторона. Однако сейчас в СНГ в рамках четверки обсуждаются договоренности по единому таможенному пространству, которое, вероятно, будет дополнено единым безвизовым пространством. Именно этот аспект будет противоречить одному из требований критериев ЕС. Гарантии надо будет требовать не только от России, но и от Правительств Казахстана, Киргизии и Белоруссии (четверка СНГ). По мнению парламентариев, решение этой непростой задачи состоит не только в технических вопросах. “Политически ЕС не готов думать о безвизовом режиме с Россией”. 
         МИД России достаточно давно поднимает вопрос облегчения условий поездок граждан как в двусторонних контактах со странами–членами ЕС, так и непосредственно перед ЕС. Предлагалось начать работу еще в 2000 г. Но только после того, как в августе 2002 г. президент РФ обратился с личным посланием к главам государств и правительств стран ЕС с инициативой перехода на безвизовый режим взаимных поездок граждан России и стран ЕС, вопрос сдвинулся с мертвой точки. 
         На встрече В. Путина с председателем Европейской Комиссии Р.Проди 18 февраля 2003 г. было принято решение о создании рабочей группы высокого уровня для изучения перспектив и необходимых мер для достижения этой цели. На Санкт-Петербургском саммите 31 мая 2003 г. Россия и ЕС согласились изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы, а также своевременно заключить соглашение о реадмиссии. В ближайшее время будет завершена подготовка соглашения между МВД России и Европолом в целях совершенствования сотрудничества в сфере юстиции и борьбы с преступностью, управления границей и миграцией. Безвизовый режим приблизит нас к воплощению одного из основополагающих принципов единой Европы без разделительных линий, а именно принципа свободы передвижения. 
         С одной стороны, законная миграция и передвижение людей являются неизбежными предпосылками для того, чтобы ЕС и страны–партнеры действительно получили выгоду для потенциала трудовой силы и профессиональных навыков, существующих по обе стороны границы, и чтобы новые границы не представляли собой “барьер для торговли, социального и культурного обмена или регионального сотрудничества”. В этой связи необходимо установить систему малого пограничного передвижения, рассмотреть возможность предоставления безвизового режима владельцам дипломатических паспортов. С другой стороны, такие возможные исключения так- же создают ряд сложностей, которые должны быть устранены, чтобы установить механизм, позволяющий на практике облегчить пересечение внешних границ ЕС. 
 
 
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]