Статьи
Обозреватель - Observer

ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ:
“ТАЛАНТЫ” И ПОКЛОННИКИ


А.Хазанов,
доктор исторических наук, профессор
В.Ушаков,
доктор исторических наук

         Войну с терроризмом можно считать третьей мировой войной. Первую мировую войну можно назвать окопной. Вторая мировая война, хотя и охватила огромные территории, все-таки имела очерченные границы поля боя.
         Нынешняя война с международным терроризмом имеет ту особенность, что полем боя является весь мир. Терроризм стал глобальным явлением, его удары можно ожидать всюду и в любое время. В войне с ним тыла нет, вся Земля становится фронтом.
         Нет такой пули, которая могла бы победить терроризм. Поэтому необходимо использовать весь комплекс мер в борьбе с этим злом.
         В чём причины нынешнего бума “исламского терроризма”?
         Некоторые теоретики (такие как Сэмюэл Хантингтон) видят в нынешнем противоборстве в мире сшибку или глобальное столкновение цивилизаций, войну между Демократией и Исламом и даже предрекают войну между Западом и остальным миром. Но такие утверждения в значительной мере перекликаются с мессианской риторикой Усамы Бен Ладена, который призывает именно к такой войне. Различие между террористами Бен Ладена и нищими и голодными жителями стран “третьего мира”, которых он пытается призвать к оружию – это различие между группировками исламских радикалов, чья идеология является отклонением от основ религии, от имени которой они действуют, и миллионами мужчин и женщин, главная забота которых – накормить своих детей.
         Нынешнее противоборство в мире – это не столкновение цивилизаций, а диалектическое отражение тех противоречивых процессов, которые идут в быстро глобализирующемся мире. В числе этих причин нужно назвать и ошибки стратегов Запада, главная из которых состоит в том, что они считают свои духовные ценности универсальными, пригодными для всех народов. Но ведь мир состоит из народов и цивилизаций, имеющих разные системы ценностей. Мир был и остаётся полицивилизованным. Нет сомнения в том, что в мире и в прошлом и в настоящем было бы меньше насилия, если бы Запад научился уважать культурную уникальность других цивилизаций.
         Нынешняя мировая война – это война за души и сердца людей. Самая большая надежда на обеспечение прочного и долговременного мира – это глубокое понимание тех культурных факторов, которые делают идею джихада притягательной для столь многих людей в исламском мире.
         Давайте попробуем ответить на такой вопрос: что заставляет группы исламских радикалов чувствовать себя отчужденными от своих собственных правительств и от большинства человечества до такой степени, что они готовы пожертвовать своими жизнями ради осуществления своих идей. Что заставляет гораздо более многочисленные группы людей симпатизировать и поддерживать этих исламских радикалов и их войну террора?
         В случае “Аль-Каиды” и нескольких других исламских террористических организаций можно назвать следующие основные факторы, порождающие недовольство десятков тысяч людей. Во-первых, правительства самых влиятельных мусульманских стран по своей природе авторитарные и недемократические. Во-вторых, правительства этих стран воспринимаются как светские или отступнические. В-третьих, эти государства воспринимаются как западные марионетки, сохраняющие власть благодаря поддержке “американских неверных”. В-четвертых, считается, что США руководствуются только своими эгоистическими стратегическими интересами, и, в-пятых, американскую культуру считают разложившейся и упадочнической. Как пишет американский исследователь Майкл Доран, исламские радикалы “рассматривают современную западную цивилизацию как источник зла, распространяющий идолопоклонство по всему миру в форме секуляризма”1. Они считают многих лидеров влиятельнейших мусульманских стран отступниками. По их мнению, “неисламское поведение этих лидеров показывает, что они служат безбожному Западу, точно также как когда-то мусульманские правители служили монголам”1.
         Активное вторжение ислама в мировую политику и политизация ислама начались, как известно, в 70-х годах XX в. Следует, видимо, ответить на вопрос: почему это случилось именно в это время, не раньше и не позже?
         Как нам представляется, объяснение этого следует искать в исторических реалиях того времени. До 70-х годов существовала колониальная система, и социальный протест масс в странах Востока находил выражение в светском национализме и различных разновидностях социализма. К концу 70-х годов национализм потерял цель и смысл (колонии обрели независимость), а идеи социализма были скомпрометированы и потеряли былую привлекательность. В этих условиях социальный протест масс на Востоке нашел третий клапан или новую форму для своего выражения – политический ислам, активное вторжение ислама в мировую политику. Это особенно ярко проявилось в исламской революции в Иране.
         Хотя фанатики “Аль-Каиды” – выразители ограниченного и узкого взгляда на ислам и составляют лишь ничтожное меньшинство мусульман, их призывы к борьбе с неверными находят понимание среди огромного числа мусульман, страдающих от нищеты, угнетения и бессилия в разных странах мира. Как пишет М.Доран, “Риторика Усамы бен Ладена, делящая мир на два лагеря – Умма (всемрная исламская община) и США и их марионеточные режимы, имеет глубокий резонанс, поскольку она на нескольких уровнях приспосабливается, если не к реалиям, то по меньшей мере к видимостям”1. Бен Ладен и его сторонники сумели нажить моральный капитал на широко распространившемся чувстве отчуждения, чтобы достичь своих целей, поскольку сами режимы, которые они стремятся свергнуть, уступили этим фанатикам львиную долю институтов, формирующих культуру общества. Эти фанатики, не сумев захватить государственную власть, тем не менее преуспели в захвате сферы культуры и образования в мусульманских странах1. Поэтому они имеют возможность отравлять моральным ядом своей человеконенавистнической философии подра- стающие поколения.
         Так, например, а Пакистане исламистские партии никогда не получали на всеобщих выборах больше 6% голосов. Они глубоко разделены личными амбициями, политическим оппортунизмом, региональной принадлежностью и идеологическими расхождениями. Тем не менее, несмотря на свою малочисленность, эти исламисты ухитряются оказывать большое политическое и идеологическое влияние, главным образом вследствие того, что кроме ислама Пакистан не имеет других цементирующих факторов в идеологической сфере, что могло бы сохранять целостность страны2.
         Многие аналитики, к сожалению рассматривают мир исключительно через призму политических, экономических и военных отношений, не уделяя внимания некоторым нюансам отношений между режимами и теми, кто контролирует культуру. Мартин Айндик, эксперт в администрации Клинтона по делам Востока, писал, что “администрация меньше обращала вни- мание (поскольку это казалось менее важным для интересов США) на изменения в давнем партнерстве между Саудитами и ваххабитской религиозной сектой, которая исповедует пуританскую и нетерпимую форму Ислама”3. По словам Айндика, “это партнерство уже имело своим результатом уступку контроля над социальной, религиозной и образовательной сферами ваххабитам в обмен на безусловное признание исламской легитимности королевской семьи”3.
         Как известно, в 1979 г. внутриполитическое положение в Иране резко обострилось после того, как промонархические и радикальные силы в ИРИ развязали “чёрный террор”.
         Его первой “ласточкой” стало убийство близкого к имаму аятоллы Мортеза Мотаххари 1-го мая 1979 г. А 28 июня 1981 г. террористы взорвали штаб-квартиру Исламской республиканской партии в Тегеране. Там погибли Глава Временного президентского совета аятолла Мохаммад Бехешти и 70 других видных деятелей ИРИ. 30 августа того же 1981 г. было взорвано здание канцелярии премьер-министра, где погибли 8 высших руководителей ИРИ, в том числе президент Мохаммад Али Раджави и премьер-министр Джавад Бахонор4. Вскоре иранский терроризм стал смыкаться с арабо-мусульманским терроризмом. Так, в декабре 1988 г. в результате теракта над шотландским городком Локерби погибли 270 пассажиров. Следствие по этому делу выявило, что в этом теракте арабских исламистов активное участие приняли иранские террористы, которые заложили взрывчатку в магнитолу одного из пассажиров. Нелишне напомнить, что президент ИРИ Хашеми-Рафсанджани в июле 1985 г. заявил: “Мы выступаем против терроризма, однако с симпатией относимся к борьбе угнетённых”. И вдруг в июне 1989 г. он круто поменял позицию и в порыве гнева призвал убивать по пять американцев, англичан и французов в отместку за гибель каждого палестинского боевика5.
         Следует подчеркнуть, что представители около 100 мусульманских стран (всего в мире имеется более 190 независимых стран, из которых 124 – исламские), так или иначе принимали участие в террористических актах повсюду в мире. Возможно, эти данные нуждаются в перепроверке, но сам факт участия в терроре мусульман из многих стран уже о многом говорит.
         Интересно заметить, что в своей монографии, изданной в 2003 г. “Внутри “Аль-Каиды” шотландский учёный Рухан Гунарат утверждает, что ядро самой “Аль-Каиды” состоит из всего одной тысячи интеллектуалов-исламистов 40 национальностей. Многие из них имеют высшее образование и даже ученые степени докторов наук. Сам Усама бен Ладен окончил университет в Джидде, стал инженером и специализировался в маркетинге. Он умеет обращаться с самой современной техникой, информационной технологией, спутниковой связью и интернетом. Его приказы исполняются быстро и неукоснительно, в считанные минуты он может связаться с любым абонентом, где бы он ни находился.
         В июле 1982 г. в Ливане по американской указке правохристианские силы захватили четырёх иранских заложников, которых освободили лишь 22 года спустя в 2002 г. Кроме того, актом государственного терроризма США стал считаться сбитый в июле 1988 г. капитаном американского эсминца “Винсеннес” Роджером иранский пассажирский авиалайнер над Персидским заливом, когда погибли 298 пассажиров. 
         В 80-е годы Иран возродил средневековый обычай захватывать заложников из числа граждан стран Запада. К нему подключились криминальные элементы, и всё это превратилось в жесточайший терроризм. Запад даже попросил помощь у Ирана. И тот сумел при содействии Ливана, Палестины, Алжира и Йемена освободить только в 1991 г. этих несчастных людей6.
         Имам Хомейни осудил на смертную казнь английского писателя Салмана Рушди. Фетва (исламское предписание) была опубликована в связи с обвинениями его за книгу “Сатанинские стихи”, где в аллегорической форме критиковался пророк Мухаммад и его жёны и приблеженные. До сих пор Рушди скрывается в подполье. 
         В начале 80-х гг. Хомейни выдвинул свою концепцию об экспорте исламской революции главным образом вооруженным путем. Экспорт революции проводился в страны Персидского залива. И это был чистейшей воды терроризм. Имелось в виду, что наследственная монархия будет упразднена, что не будет больше персов, арабов, турок и т.д., а все будут только мусульманами и членами одной великой исламской уммы. Из Тегерана на места были назначены представители Хомейни в странах Залива, которые стали руководить работой иранских послов в этих странах. Другими словами, эти эмиссары со временем хотели заменить собой прежних королей, султанов и эмиров считая, что с независимостью этим странам придётся распрощаться. Первым в военных планах ИРИ значилось государство Бахрейн, вторым – Кувейт, третьим – Саудовская Аравия и т.д. Страны Залива, а за ними и большинство стран Запада, расценили этот курс как международный терроризм, осудили эту политику фанатичного старца и подвергли её острейшей критике. Что же касается, например, Саудовской Аравии, то она даже порвала дипломатические связи с Ираном.
         Получив мощный отпор фактически от всего исламского мира, Хомейни был вынужден отказаться от военного характера экспорта исламской революции и поспешно переименовал свой прежний курс, представив его в качестве – экспорта исламской культурной революции, то есть согласился на так называемый экспорт иранской революции невоенным и мирным путём.
         Помимо всего прочего, в 80-е годы терроризм под высоким покровительством Хомейни серьёзно укрепил свои позиции не только в Иране, но и в Ливане, Франции и некоторых других странах Запада. Так, в Ливане члены террористической организации “Хезболлах”, созданной ещё в мае 1979 г., совместно с местными ливанскими исламскими террористами взорвали в апреле 1982 г. посольство США в Бейруте, в результате чего было убито 63 человека. 23 октября 1983 г. в Бейруте террористы взорвали казарму американских морских пехотинцев, где погибло 241 солдат, а 11 января 1984 г. там же был убит президент американского университета.
         В сентябре 1986 г. во Франции были осуществлены теракты в Париже, в результате имелись человеческие жертвы. В этих терактах и в беспорядках во французской столице активное участие, по некоторым данным, принимали иранцы, которые направлялись как из Ирана, так и из восточных регионов Германии под руководством министра безопасности ИРИ Фаллахияна. Дело дошло до того, что Франция разорвала на некоторое время дипломатические связи с ИРИ в том же 1986 г. Нужно добавить, что в Германии открыто писали о подрывной деятельности в Кёльне иранских террористов и спецслужб ИРИ. 
         Таким образом, в конце XX в. Иран не только поддерживал терроризм как в самой ИРИ, так и в других зарубежных странах, но и сам стал наиболее активным участником террористических актов за рубежом. Другими словами, можно сделать вывод о том, что Иран во многом способствовал эволюции терроризма чисто местного, локального характера и подготовил его к переходу на более высокую ступень развития, достигнув порога международного масштаба. Конечно, это обстоятельство испортило международный имидж Ирана, которого многие стали опасаться.
         Своего пика иранский терроризм, можно сказать, достиг во второй половине 90-х годов прошлого XX столетия. Выйдя на международную арену, подрывные террористические действия Ирана оказались под огнём жесточайшей критики со стороны ведущих государств Запада, в том числе и Америки, поскольку эти действия и теракты стали наносить чувствительные удары по безопасности на глобальном уровне и вынудили многие страны развернуть мощную систему антитерроризма, чтобы укрепить свою национальную безопасность на должном уровне.
         Теракты при помощи иранских террористов и их заграничных подельников были совершены в 1992–1994 гг. в Аргентине, в Буэнос-Айресе, где было взорвано посольство Израиля, а позже и культурный центр Израиля. В результате этих терактов погибли 114 чел. Известно, что в начале XX столетия тысячи мусульман эмигрировали из стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе и из Ирана, в государства Латинской Америки, где они занялись в основном торговлей. Сейчас там проживает около 1,5 млн. мусульман8. Как сообщили спецслужбы ряда латиноамериканских стран, в самом сердце Южной Америки, были обнаружены исламские террористы из Хезболлах, Исламский джихад, египетской Аль-гамаа аль-Исламийя, базы которых распологались на стыке трёх границ – Бразилии, Аргентины и Парагвая. Сообщалось, что их руководителем является некий член террористической организации “Хезболлах” – Ассад Ахмад Баракат. Стало известно также, что в некоторых странах Южной Америки, например в Бразилии “Хезболлах” была переименована в “Аль-Мокаваме”.
         Вскоре 17 сентября 1992 г. в Берлине иранские террористы расстреляли четырёх курдских диссидентов, выступающих против режима мулл в Иране. Убийц арестовали. Начался суд, в ходе которого выяснилось, что заказчиками убийства были высшие деятели ИРИ: духовный лидер аятолла Али Хаменеи, президент Рафсанджани, министр иностранных дел А.Велаяти, военный министр и другие, которые входят в Высший совет по безопасности ИРИ. В 1997 г. состоялся суд. Выяснившиеся факты были настолько позорны, что ряд стран прервали дипломатические связи с Ираном и прежде всего с Германией. 
         В середине 90-х годов спецслужбы ИРИ попытались наладить прямые контакты (конечно секретным образом) с американским штатом Калифорния, где проживают эмигранты из Ирана, которых насчитывается около 2,5 млн. чел. Спецслужбы ИРИ сумели за большую взятку получить разрешение на дооборудование и расширение в мексиканском городке Тихуане аэродрома, который мог бы принимать тяжелые самолёты из Тегерана. А там рядом – граница с Мексикой, проникнуть куда не составляло большого труд. Там иранские спецслужбы запросто смогли бы взять под свой контроль и иранскую общину в Калифорнии. Но дело сорвалось. Когда американцы узнали про всё это, местные власти в Мексике отказались от сотрудничества с Ираном. 
         Примерно в то же время, в 1993 г. иранские спецслужбы вкупе с террористами сумели установить связи с Ирландской республиканской партией (ИРА), находившейся в оппозиции официальному Лондону. Руководство ИРА наладило тесное военное сотрудничество с ИРИ, куда даже посылались боевики, проходившие стажировку в лагерях под Тегераном, в Афганистане, Судане и т.д. Иран снабжал их оружием и деньгами. Когда это вскрылось, то разразился грандиозный скандал. 
         Серьёзно активизировались алжирские террористы из правого крыла Исламской вооруженной группы (ВИГ), которые бежали из Алжира во Францию. Их дерзость дошла до такой степени, что руководство ВИГ броси- ло вызов самому президенту Жаку Шираку, призывая его принять ислам и тогда де Франция будет счастлива и довольна9
         Примерно в это же время, 15 июня 1996 г. в Дахране (Саудовская Аравия) имел место теракт, где погибли 19 морских пехотинцев США. Выяснилось, что в нём приняли участие иранские террористы. Спецслужбы Эр-Рияда даже предлагали США примерно наказать Иран, но тот всё отрицал. И дело сошло на нет. 
         Важным событием 1997 г. стало решение президента ИРИ М.Хатами осудить терроризм и начать с ним решительную борьбу. Однако лидер ИРИ Али Хаменеи сохранял верность идеям терроризма и тайно поддерживал связи с террористами. Так что на деле никакой борьбы против терроризма не было и нет. Более того, когда талибы бежали из Афганистана в Иран, то там их (хоть и скрытно) приветствовал Али Хаменеи10
         Удары по Америке 11 сентября 2001 г. вызвали неодназначную реакцию в Иране. И если многие осуждали этот акт, то другие были рады, что “зазнавшимся” янки “дали полезный урок”. Хатами искренне сочувствовал народу США, а Али Хаменеи не удосужился последовать примеру своего президента.
         Стоит напомнить, что бен Ладен в 80-е годы отправился воевать в Афганистан против “неверных” и коммунистов. Там он не только работал по своей специальности инженера-строителя, но и принимал, как отмечает в своей книге Кармен бен Ладен, участие в рукопашных схватках с безбожниками из СССР11.
         Не забывал Усама и свои собственные интересы. Так, он установил связи с иранскими спецслужбами в Афганистане и сумел выгодно продать им кое-какое оружие из американских запасов. Говорят, что таким образом он удвоил и даже утроил свой начальный капитал. Там в Афганистане ему присвоили почётное звание – “моджахед”, чем он безмерно гордился. 
         Вернувшись в Эр-Рияд, Усама серьёзно повздорил с королём Фахдом и был выслан в Судан. Там его ждали тысячи его сторонников, а его резиденцию окружили для охраны танками. Там он свёл знакомство с известным исламским и политическим деятелем Хасаном ат Тураби. В Хартуме он возобновил связи с иранскими террористами и спецслужбами. Американцы добились его высылки из Судана. И он переехал в Афганистан. Там его тепло встретил лидер талибов мулла М.Омар. Он присвоил ему афганское подданство и назначил главнокомандующим всеми вооруженными силами Исламского Афганского Государства (ИГА).
         Кроме того, он лихорадочно пытался заполучить оружие массового поражения, в том числе химическое, биологическое и атомное, вынашивая грандиозные планы создания при его помощи Великого Халифата. 
         В этом ему, по некоторым сведениям, как это ни парадоксально, пытался оказать помощь Киев, оттуда в Кандагар были посланы специалисты-ядерщики, которые намеревались за большие деньги снабдить террориста номер один, компактным атомным зарядом в виде некого “ядерного чемоданчика”12. Неизвестно, был тогда президент Украины Кучма поставлен об этом факте в известность или нет?!*
         Будучи в Афганистане, Усама не терял связи с Тегераном. Он, как говорят, побывал в Иране на секретных совещаниях высшего руководства ИРИ по разведке в 1998 г. Был он в Тегеране на таком же совещании и в 2000 г. Он был там и в третий раз, но до сих пор неизвестно когда. И тем не менее он несколько раз звонил по мобильнику в Тегеран. 
         Таким образом, Хатами со второй половины 90-х годов создавал видимость борьбы с терроризмом, а Али Хаменеи поддерживал связи не только с международным терроризмом, но и самим Усамой бен Ладеном.
         Говоря о перспективах терроризма в мире, эксперты Национального совета по разведке (НСР) Америки считают, что число и характер ключевых факторов, порождающих мировой терроризм, не изменятся в ближайшие 15–20 лет. Произойдет трансмутация терроризма. К 2020 г. мировой терроризм, видимо, будет представлять собой эклектичное множество группировок, ячеек, и отдельных боевиков. Они, боевики, будут получать инструкции, технологии и деньги для проведения терактов при помощи интернета и других электронных систем будущего. 
         Уместно заметить, что американская телекомпания СНН совместно с еженедельником “Тайм” по случаю 25 летия своей деятельности составила списки 25 самых видных и удивительных личностей нынешнего мира за последние 25 лет. Так вот, если 1 место в нём досталось Рональду Рейгану, 2 – Папе Римскому Иоанну Павлу II, то 3 досталось – аятолле Р.М.Хомейни. 4 место – Дж.Бушу младшему, а 7, но далеко не последнее – международному террористу Усаме бен Ладену.
         У “талантов” международного терроризма нет недостатков в поклонниках!

.

Примечание

         1 Doran M. Somebody Else’s Civil war-in “How did this happen: Terrorism and the New War”. V.2001. РР.36, 41, 48, 51.
         2 Lieven A. The Pressures on Pakistan-“Foreign Affairs”. 2002. 106. Р. 108.
         3 Indyk M. Back to the Bazzar-“Foreign Affairs, 2002, 106, p. 81.
         4 Агаев С.Л. Рождение республики. М., 1984, с. 149; Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События, люди, идеи. М., 1987. С. 128–140.
         5 Иомиури (Токио) 4 VIII 1985; Правда 9 VII 1989; Гардиан 8 IV 1991 (на англ. яз.).
         6 Рейган Р. Жизнь по-американски. М., 1992. С. 486–488; Известия II IV, 1991; Кейхан 6.V.1991.
         7 Хомейни Р. Велаят-е факих. (Б. м., б. г. на перс. яз.); “Исламский фактор” в международных отношениях в Азии. М., 1987. C. 124–140.
         8 Матар Н. Знакомтесь ислам! София, 1997. С. 155.
         9 Бабкин С.Э. Религиозный экстремизм в Алжире. М., 2001.
         10 Заявление Его превосходительства г-на С.М.Хатами, президента ИРИ на 53-ей сессии ГА ООН 21 сентября 1998, Нью-Йорк, 1998. С. 1–10.
         11 Кармен бен Ладен. В мрачном королевстве. Моя жизнь в Саудовской Аравии. М., 2005.
         12 Ткачёв М. Наша борьба или Повстанческая армия имама. Киев, 1998; Водворд Б. Тайные войны ЦРУ. Вашингтон – Нью-Йорк, 2000; Джемаль Исмаил. Осама. Лондон. (Перевод с араб.). 2002 .
         * У Кучмы было много секретов, по некоторым непроверенным данным в глубоком секрете хранились и тайны, связанные с приездом в Кандагар или по его указке, украинских специалистов-атомщиков. В то время США ещё продолжали некое сотрудничество с бен Ладеном и украинцы вполне могли приехать в Кандагар. Однако, как только Вашингтон поссорился с Усамой, эти таинственные спецы тихо и без шума покинули Кандагар.
 

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]