Новая парадигма НАТО в эпоху глобализации
Введение



 Введение

        Последнее десятилетие XX и начало XXI века характеризовались крупными в стратегическом отношении событиями, которые затронули все европейское и евразийское пространство. Окончание "холодной войны", становление однополярного мира, формирование нового миропорядка и развитие процессов глобализации по стандартам США и других стран Запада вызвали глубокие изменения в политической обстановке в Европе и мире в целом.

        Глобализация как интеграционное явление, являющаяся основной линией и тенденцией мирового развития, представляет собой объективный процесс. Это углубление на общемировом уровне информационных, финансовых, экономических, торговых связей и обменов. Однако все зависит от того, из какого центра, в чьих интересах, с чьим конкретным регулированием и управлением проводится глобализация, ибо в общественной и глобальной жизни ничего не бывает без реальных интересов, определенного руководства и управления развитием со стороны заинтересованных кругов, стран или групп государств.

        В современном виде глобализация выгодна прежде всего США и всему Западу, а ее направление осуществляется именно "по-американски", и от этого уже страдает и будет страдать в будущем большинство населения мира, так как в результате углубляется разрыв между богатыми и бедными, индустриально развитыми и развивающимися странами. Их разделяет бездна - и в плане экономическом, и с точки зрения состояния здравоохранения, образования, культуры, науки. А это источник повышенной опасности для стабильности в мире. В развивающихся странах накапливается гигантский потенциал массового недовольства, который может сдетонировать в любой момент. Чтобы предотвратить это, Запад и сохраняет такую мощную военную машину, как НАТО.

        Изучение изменений глобального и регионального баланса сил с окончанием "холодной войны" и ликвидацией угрозы военного столкновения в Европе в связи с распадом ОВД и СССР привело страны НАТО к выводу о необходимости трансформировать НАТО с переносом акцентов в ее деятельности с военного компонента на политический, обновив ее цели и функции, стратегическую концепцию и политическое лицо.

        Начало процессу адаптации политики и стратегии НАТО было положено лондонской сессией Совета НАТО на высшем уровне (июль 1990 г.), который развивался по следующим основным направлениям:

        1. Произошло определенное сокращение военной активности в рамках НАТО; уменьшена на 25% численность вооруженных сил, причем некоторая их часть была переведена на пониженный уровень боеготовности; была также снижена роль ядерного компонента в военной стратегии.

        2. Усилился акцент на невоенные функции альянса. Одобренная сессией Североатлантического Совета на высшем уровне в Риме (1991 г.). "Новая стратегическая концепция" особо выделила значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества.

        3. Проводилась большая работа по определению и обоснованию миссий альянса, выходящих за пределы тех функций, которые определены Североатлантическим договором. При этом главное внимание было уделено переориентации на решение новых задач: урегулирование кризисных ситуаций; миротворчество и расширение диалога со странами, не входящими в НАТО, которые предусматривают соответствующее изменение военных приготовлений; обеспечение гибкости и мобильности вооруженных сил, то есть превращение НАТО в инструмент силового обеспечения глобализации, силовой каркас "Нового мирового порядка". Именно в это время фактически принята концепция глобальной ответственности НАТО, допускающая в том числе глобальное использование военной силы вне зоны ответственности блока, что нашло отражение в Стратегической концепции блока, принятой в Вашингтоне в 1999 году.

        В свете террористических актов в США, совершенных 11 сентября 2001 года, руководители НАТО одобрили на саммите в Праге (2002 г.) всеобъемлющий пакет мер по повышению способности блока противодействовать новым вызовам безопасности, главным из которых является международный терроризм.

        4. Произошло изменение роли и характера кризисного планирования. В условиях "холодной войны" кризис рассматривался в НАТО как краткая прелюдия крупномасштабного военного конфликта. При этом главный акцент делался на способность в возможно более сжатые сроки привести Объединенные вооруженные силы в боевую готовность и отмобилизовать резервы; перебросить из США подкрепления в Европу. В новой ситуации военный кризис рассматривается как продолжительный период локального противостояния, непосредственно не угрожающего безопасности стран НАТО. При этом на передний план выдвигается использование невоенных возможностей воздействия на локальные кризисы для их урегулирования.

        В соответствии с данной задачей одним из основных направлений военного планирования становится подготовка к проведению операций по поддержанию или установлению мира по решению Совета Безопасности ООН или ОБСЕ. Решение о возможности участия в таких операциях было принято НАТО в июне 1992 года.

        5. Прилагались усилия для укрепления роли альянса как инструмента стратегического присутствия США в Европе с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейских участников союза.

        В 1994 году официально одобрен курс на формирование Европейской составляющей в области безопасности и обороны - ЕСОБО (European Security and Defence Identity - ESDI) в рамках НАТО; принято решение о том, что военные силы и средства альянса могут быть переданы под руководство Западноевропейского союза (ЗЕС) для проведения операций, в которых сам Североатлантический союз не будет принимать участия. Принята концепция "Многонациональных объединенных оперативно-тактических групп" - МООТГ (Combined Joint Task Force - CJTF), которые могут выделяться из состава НАТО в качестве "отделимых, но не отдельных сил" для передачи их под руководство ЗЕС, оставаясь при этом неотъемлемой частью военной структуры блока.

        Эта концепция практически направлена на создание в НАТО оперативных средств реагирования на новые задачи в области безопасности. Несомненно, что в результате Североатлантический союз получает важный инструмент антикризисного регулирования и борьбы с международным терроризмом в XXI веке. Она также открывает возможность участия в операциях по поддержанию или установлению мира государств, не являющихся членами НАТО. Отработка практических аспектов такого взаимодействия проводится в рамках программы "Партнерство ради мира". Появление этой концепции создает дополнительные возможности для эволюции НАТО и превращения ее в организацию, способную предоставить свою военную инфраструктуру в распоряжение многонациональной коалиции государств, осуществляющих операции по поддержанию мира под эгидой ООН или ОБСЕ.

        6. Взят курс на установление широких контактов и активное развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 году был создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) - консультативный форум, включивший в свой состав, наряду с государствами НАТО, бывшие социалистические страны, государства СНГ и нейтральные страны, замененный формально в 1997 году Советом Евроатлантического партнерства (СЕАП). В 1994 году была также инициирована программа "Партнерство ради мира" (ПРМ), приглашавшая все страны ОБСЕ к сотрудничеству с НАТО на основе индивидуальных проектов по таким вопросам, как обеспечение транспарентности военного планирования и военных расходов; введение гражданского контроля над вооруженными силами; осуществление совместного планирования, обучения и боевой подготовки воинских формирований для использования в целях миротворчества, спасательных и гуманитарных операций.

        7. Начиная с 1993 года, центральное место в дискуссиях о НАТО занял вопрос о возможности расширения альянса за счет вступления в него бывших социалистических стран и стран Балтии. В 1999 году в НАТО были приняты Польша, Венгрия и Чехия, а в конце 2002 года было принято решение о приеме еще семи стран, в том числе стран Балтии.

        Россия вначале вела активную политическую кампанию против расширения НАТО, но в 2002 году ее позиция круто изменилась и она перестала протестовать, хотя расширение блока несет в себе долгосрочную и комплексную угрозу безопасности России. Продвижение альянса на Восток не укрепляет, вопреки заверениям натовских политиков, ни общеевропейскую безопасность, ни стабильность в мире. Наоборот, оно позволяет США как ведущей державе блока не только установить свой контроль над районами, прежде входившими в сферу ОВД, и разместить там свои войска, но и получить новые рынки сбыта американской военной техники и вооружений.

        В более широком плане можно говорить о важнейшем аспекте американской стратегии, а именно - использовании НАТО в качестве удобного и проверенного инструмента обеспечения своих претензий на лидерство не только на евроатлантическом пространстве, но и в глобальном масштабе. Отсюда стремление к "глобализации" задач альянса, к расширению его функций за пределы установленной географической сферы действий.

        8. Очевидно, что России, которая не может одобрять ряд шагов НАТО, в первую очередь, её расширение на Восток, придется сосуществовать с НАТО и поддерживать с ней нормальные отношения. Однако при этом не следует забывать, что Североатлантический союз - это военная организация с постоянным наращиванием военного потенциала; изменениями стратегических установок, направленных на обеспечение глобалистской политики США и стран Запада. С расширением ее состава все это представляет потенциальную военную угрозу для России, что и зафиксировано в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине Российской Федерации.

        Кроме того, расширение НАТО несет политическую угрозу. Она становится универсальной организацией, охватывающей почти всю Европу за исключением России. Это ведет к ослаблению политической позиции Российской Федерации.

        Пока же, будучи частью Европы, Россия не может рассматривать НАТО в качестве универсальной системы европейской безопасности. Следовательно, и проблемы военной безопасности должны решать структуры, подчиненные ОБСЕ, как своеобразный филиал ООН со своим Советом Безопасности. То есть речь идет о том, чтобы учредить такой порядок, когда любое европейское государство не только приглашают к участию в какой-то совместной военной операции, но без него даже не мыслят подготовку и принятие решения на применение военной силы.

        Необходимо искать пути сотрудничества с альянсом по всем ключевым вопросам, ибо альтернативы конструктивным отношениям с НАТО сейчас нет. Это понимают и в НАТО, и в России.

        В этой связи можно сказать, что партнерские отношения на уровне вооруженных сил и США, и НАТО, соответствующие новому уровню политических отношений, позволили создать дополнительные структуры и институты, обеспечивающие глобальную стабильность. Партнерские отношения России и НАТО сохраняются, несмотря на значительные разногласия по вопросам, связанным с расширением альянса на Восток и военной деятельностью НАТО в регионах вооруженных конфликтов. В числе наиболее приоритетных проектов взаимодействия с США и Североатлантическим блоком следует назвать создание в соответствии с решениями римской встречи России и НАТО в мае 2002 года Совета "Россия-НАТО". Деятельность данного Совета позволила более полно отработать систему связи и консультаций между Россией и НАТО в кризисных ситуациях и порядок формирования совместных воинских контингентов в зонах конфликтов.

        Вместе с тем Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и ее военных доктрин и не может оставлять без внимания то, что предпринимаемые в НАТО шаги по адаптации альянса к современным реалиям еще не коснулись тех сфер военного планирования и практических действий, которые носят антироссийскую направленность, а именно: расширение НАТО на Восток; тенденция по переброске натовских, прежде всего американских, войск с баз в Западной Европе на территорию новых членов альянса; военные учения НАТО, проводимые в районах, непосредственно прилегающих к России и т.д. В этой связи Россия "оставляет, - по словам первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Ю.Балуевского, - за собой право корректировать российское военное планирование в зависимости от происходящих в альянсе процессов".

        В настоящей монографии основное внимание уделено проблемам трансформации НАТО с переносом акцентов в ее деятельности с военного компонента на военно-политический и превращением ее в механизм обеспечения военной составляющей глобализации. Этот процесс сопровождается обновлением целей и функций альянса, его стратегических концепций, направленных на повышение глобальной ответственности НАТО, а также развитием диалога и сотрудничества в военной области между НАТО и странами Центральной и Восточной Европы в рамках СЕАП и по программе "Партнерство ради мира". В работе также рассмотрены проблемы расширения НАТО за счет включения в нее стран постсоциалистического пространства, их подготовки к этому акту через посредство СЕАП и Программы "Партнерство ради мира".

        Кроме того, в монографии анализируется современное состояние взаимоотношений между НАТО и Россией и их влияние на европейскую и международную безопасность.

        В книге использован иллюстративный материал из официальных изданий НАТО.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]